|
Городские новостиПраведный вор (24.01.2008, 11:06), просмотров: 3824![]() Из павлодарской колонии строгого режима ушли факсы Патриарху Московскому и всея Руси и епископу Томскому Ярославу об окончании работы над крестом, вырезанным заключенным Валентином ОРЛОВЫМ. На Святки принято делать подарки, поэтому скоро крест будет отправлен в дар Томской епархии, а оттуда епископ переправит его на Сахалин - в пещеры к монахам. Орлов тщательно обработал изделие воском - у монахов сыро. В этом году у Валентина Орлова сплошь юбилеи - полвека прожил, из них четверть - в колониях, а на Рождество было 10 лет, как он режет иконы. В последние годы, проведенные на воле, о бывшем воре-рецидивисте взахлеб писали газеты, музеи наперебой зазывали его со своими работами на выставки. В Год Казахстана в России в часовню села Сростки, где родился Василий Шукшин, мастер передал икону Сергия Радонежского. На следующий, когда уже был Год России в Казахстане, подарил этой же часовне икону Божьей Матери “Взыскание погибших” и портрет любимого писателя. Судьбу шукшинского героя из “Калины красной” Орлов во многом повторил - нашел любовь по переписке, и теперь они вместе в радости и в горе.
В результате российское село Сростки и казахстанское Новоямышево, где творит Орлов, было решено сделать побратимами, сейчас оформляется необходимая в таких случаях документация. Всего же за 10 лет Орлов подарил церквям и монастырям более 200 резных икон.
Как и за что на него сошло Божье благословение, мастер объяснить не в силах, но свой дар резчика вор обрел чудесным образом. В 1994 году, отбывая срок в той же колонии, решил сделать кроватку для родившегося на воле сына Гриши. Кроватка получилась так себе, но вот лик Божьей Матери, который он вырезал в изголовье, вышел прекрасен и светел. “Парень, не бросай это дело”, - сказал тогда Орлову старый зэк, много повидавший на своем веку. Прошли еще годы, и однажды на Рождество Орлову вдруг открылось - надо вот немедленно сесть и резать иконы.
- Говорю как на духу - лик сам не режу. Когда доходит до него, я смотрю со стороны, а руки сами делают. Бог мне подсказывает: делай и не думай, кто ты такой. Все остальное - одежда, утварь - мастерю сам. Только лет через пять я понял, что мой дар не навсегда. Сохраню его лишь до тех пор, пока не левачу. Когда мне Русская православная церковь давала благословение на изготовление икон, священник из Алматы предупредил: от себя не имеешь права добавлять ничего, строго соблюдай каноны. Но канон - это не только лик, но и последовательность, и духовная культура. 10 лет мне понадобилось, чтобы эту чистоту выдерживать: работал, работал, работал. Если сейчас начну нарушать Божьи заповеди - воровать, даже допущу черные мысли, то резать не смогу и умру как личность.
Иконы - это основное. Все остальное, что делается по просьбе людей, Орлов считает делом случайным, временным. Он изготовляет посуду, мебель деревенским бабушкам за спасибо, но отказывает крутым бизнесменам, приезжающим в Новоямышево с мешками денег.
- У нашей мастерской нет слов “цена” и “заказ”, а есть “просьба” и “благодарность”, - продолжает мастер. - Прежде всего смотрим, что за человек ко мне обратился. Если для него все измеряется деньгами, мы ему сразу отказываем. Человек, который сердцем понимает красоту, никогда не спросит: “Сколько это стоит?”.
Отказывал он и церковным привратникам из Аксу, потому как, говорит, знал - то, что собирается прихожанами, используется завхозами в корыстных целях. Остановил работы на возведении Аксуского храма, который пытались побыстрее сдать, - бывший вор отказался сколачивать престол гвоздями и заставил церковных служителей все делать по канону.
Приехав к суженой по переписке в село Новоямышево, Орлов, как и его литературный герой, поначалу вызвал недовольство и опасение у родственников. Еще больше люди всполошились, когда к нему в мастерскую потянулись такие же, как он, бывшие заключенные, которым больше некуда податься. Он учил их ремеслу и давал шанс начать новую жизнь. Теперь односельчане приносят ему то инструменты, то дерево, то лак. Кормятся Орловы, в семье которых пятеро детей, огородом, рыбалкой, сбором ягод и грибов. Пока муж в колонии, жена в хлопотах о его работах, должных найти свое место в храмах. - Что ж вы снова на нары-то загремели? - спрашиваю у праведника во дворе колонии строгого режима.
- Кто ж его знает, - пожимает он плечами, - может, Богу нужно было, чтобы я приехал, посмотрел, как здесь жизнь идет. Вот узнал, что в колонии с мая не появлялся священник, не исповедовал и не причащал. Отец Артемий говорит, что его не допускает руководство колонии, я убедился - это не так.
Последний срок, полтора года, Орлов получил в июне этого года за хранение оружия.
- По глупости, в общем, попался, - признает начальник колонии Толеген КОНАКБАЕВ. - К нам он был доставлен в конце октября, следом пришли ходатайства от церкви, музеев, общественных организаций с просьбой позволить Орлову закончить работу над крестом, начатую на воле. Раньше таких прецедентов у нас не было. И мы освободили его от положенной отработки, выделили помещение. Что говорить - великий талант у человека.
На днях осужденный Валентин Орлов получил документы из Республиканского координационного центра возрождения ремесел, члены которого, сплошь профессора, пригласили его в свои ряды. На днях должен быть рассмотрен вопрос об условно-досрочном освобождении преступника и праведника в одном лице.
Ольга ВОРОНЬКО Последние новости:
![]() |
Ещё новостиСамые читаемые:
Самые обсуждаемые:
![]() |
Реклама на сайте | Контакты | Наши клиенты | сейчас на сайте 436 чел. | ||||
© 2006-2025 ТОО"Электронный город" Дизайн Алексенко А. |
Комментарии:
Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?
Для того чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь и войдите на сайт под своим именем.
Если Вы уже регистрировались то просто войдите на сайт под своим именем.