Идеи и технологии

Каабы не так: чёрный ящик сошёл за квадрат Малевича (27.08.2007, 09:00), просмотров: 4225

Каабы не так: чёрный ящик сошёл за квадрат Малевича
"В первый раз я приехал в Россию в 1971 году и с тех пор очарован идеей Казимира Малевича о чёрном квадрате как наиболее радикальной современной форме. Думаю, сам Малевич захотел бы построить точно такой же куб — для могилы Ленина", — говорит Хубертус Гасснер (Hubertus Gassner) о спорном близнеце Каабы, всё-таки установленном в Гамбурге.

"Шнайдер, со своей стороны, всё ещё надеется найти город, который примет его куб".


То есть уже тогда было очевидно, что скандальная история с творением "Cube Venice 2005" немецкого художника Грегора Шнайдера (Gregor Schneider) будет иметь продолжение. Она и возымела. 14-метровый чёрный ящик, переименованный в "Cube Hamburg 2007", с 23 марта до 10 июня стоит себе перед главным Гамбургским музеем искусств (Hamburger Kunsthalle).

Хубертус Гасснер — директор этого музея и куратор выставки "Чёрный квадрат. Чествование Малевича" (Das schwarze Quadrat. Hommage an Malewitsch). Во многом благодаря Гасснеру удалось побороть опасения относительно "оскорбления мусульман Европы" и создать абсолютный контраст квадратному белому зданию Hamburger Kunsthalle.

Грегор Шнайдер сумел устроить головную боль и себе, и искусствоведам, и чиновникам (фото DPA).

Грегор Шнайдер сумел устроить головную боль и себе, и искусствоведам, и чиновникам (фото DPA).
Однако вернёмся на годик назад. Тогда получивший от ворот поворот на Венецианской бьеннале Грегор Шнайдер привлёк соавторов и написал книжку "Кубы: искусство в эпоху глобального терроризма" ("Cubes: Art in the Age of Global Terrorism"), которая вышла в 2006-м.

В том же году Грегор был приглашён со своим "Кааба-кубом" в Берлин, в тамошний музей современного искусства. Художник оперативно переименовал работу в "Cube Berlin 2006" и помчался было в германскую столицу.

Но его снова ждал облом — генеральный директор государственных музеев Берлина Питер-Клаус Шустер (Peter-Klaus Schuster) приказал всё прекратить, хотя, как говорят, каталог выставки был уже в принтере.

Вы спросите, а что на месте куба было раньше? А мы ответим — а ничего (фото Gregor Schneider).

Вы спросите, а что на месте куба было раньше? А мы ответим — а ничего (фото Gregor Schneider).

Берлинская причина отказа та же, что и в Венеции — боязнь оскорбить чувства мусульман, коих в Германии живёт больше трёх миллионов. Соответственно и Шнайдер отреагировал так же, как и в Италии. Он заявил, что делал куб "открыто и честно", "без цинизма и с чистой совестью", а все претензии исходят совсем не от мусульман, а от христиан — политиков и чиновников, трусливо желающих перестраховаться.

Присутствие "Cube Hamburg 2007" не мешает детям кататься с каменной горки (фото Gregor Schneider).

Присутствие "Cube Hamburg 2007" не мешает детям кататься с каменной горки (фото Gregor Schneider).

Как передаёт New York Times, в поддержку художника выступил Надим Эльяс (Nadeem Elyas), председатель центрального совета по делам мусульман Германии. Он сказал, что проект Шнайдера выполнен с "честью и достоинством", и что запрет работы "не способствует диалогу между мусульманами и христианами".

"Мы заранее начали консультироваться с лидерами мусульманского сообщества о возможных проблемах. Это был такой откровенный и искренний диалог с "потенциально оскорблёнными", — объясняет менеджер проекта "Cube Hamburg 2007" Феликс Кремер (Felix Kraemer). — И все, с кем мы говорили — а это нормальные гамбургские мусульмане и религиозные деятели — были абсолютно благосклонны и не видели в чёрном кубе никаких проблем. Напротив, они назвали это "триумфом свободы самовыражения".

А подиум-то белый (фото Gregor Schneider).

А подиум-то белый (фото Gregor Schneider).

"Поскольку куб действительно напоминает мусульманам Каабу, у нас появляется даже больше причин относиться к нему с уважением, как к художественной работе или как к религиозному монументу. Мы надеемся, что и реакция публики тоже будет почтительной", — сказал Дьяфад Мохагайи (Dyafad Mohaghighi), выступая от имени единственного аятоллы Германии.

Вскоре Шнайдер будет думать, куда б свой куб пристроить дальше (фото Roland Magunia/Agence France-Presse).

Вскоре Шнайдер будет думать, куда б свой куб пристроить дальше (фото Roland Magunia/Agence France-Presse).

"Я не эксперт в области современного искусства, но тот диалог, который куб создаёт между немцами и мусульманским сообществом в Гамбурге, напоминает нам о пользе искренней беседы в культурном взаимопонимании", — признался генконсул США в Гамбурге Дуэйн Батчер (Duane C. Butcher).

Вот так Гамбург с его большими турецкими и иранскими общинами принял-таки сомнительную инсталляцию, хотя и под прикрытием "Чёрного квадрата" Малевича. Интересно, как сложилась бы судьба куба, если б его успел построить сам Казимир Северинович в качестве "могилы Ленина"?



Последние новости:



Комментарии:


Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?



Для того чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь и войдите на сайт под своим именем.

Если Вы уже регистрировались то просто войдите на сайт под своим именем.



Ещё новости

Неопознанный БПЛА у...
Фрагменты от неопознанного беспилотного летат...
    Неопознанный БПЛА у...
    Фрагменты от неопознанного беспилотного летат...

      Ёрш
      ARX security

      "ФОЛИЕ-опт-ПВ" Натяжные потолки

      Предлагает:
      Как работает наша к...
      Заказчику достаточно сделать телефонный звонок, на...
      Звоните и приходите...
      Натяжные потолки. ВЫГО ДНО: стоимость дешевле г...
      Установка потолочно... Установка потолочно...
      Установка потолочного карниза
      Реклама на сайтеКонтактыНаши клиенты     Статистика
      сейчас на сайте 313 чел.
      © 2006-2025 ТОО"Электронный город"
          Дизайн Алексенко А.