Идеи и технологии

Железнодорожный автобус прекрасно сходит с рельсов (16.12.2006), просмотров: 7354

Железнодорожный автобус прекрасно сходит с рельсов
Как по-японски сказать "двухрежимное транспортное средство"? Очень просто: "добуккуредзимуное торансупорутоное суреддосуво". Но это — если русское словосочетание воспроизвести в японской транслитерации. А на своём языке японец произнесёт "дюару модо бикуру". Или же молча сядет в автобус, который помчит его и по шоссе, и по железной дороге.

Новость заключается в следующем: японская компания JR Hokkaido (Hokkaido Railway Company) объявила, что в апреле 2007 года запустит в эксплуатацию своё двухрежимное транспортное средство DMV (Dual Mode Vehicle). Первым откроется туристический маршрут из Хамакосимицу (Hamakoshimizu) в Мокото (Mokoto) — жёлтые транспортные средства будут ехать в "пункт Б" 11 километров по рельсам, как поезда, а возвращаться в "пункт А" 21 километр по обычным дорогам, как автобусы.


Вам может показаться, что DMV — просто экзотическое развлечение для туристов. Это совсем не так: на любопытных путешественниках двухрежимное транспортное средство лишь пройдёт двухлетнюю финальную обкатку.

А в случае успеха испытаний, в котором JR Hokkaido не сомневается, DMV начнёт выполнять свою главную функцию — перевозить стремительно уменьшающееся сельское население Хоккайдо.

На дороге, где "рельсовые" возможности DMV не видны, автобус способен поразить разве что дизайном. Длинный "нос"? Но ведь надо где-то прятать колёса (фото с сайта sakura.ne.jp).

На дороге, где "рельсовые" возможности DMV не видны, автобус способен поразить разве что дизайном. Длинный "нос"? Но ведь надо где-то прятать колёса (фото с сайта sakura.ne.jp).

Дело в том, что на острове треть линий JR Hokkaido перевозит меньше 500 пассажиров в день, то есть маршруты эти убыточны. А нетрадиционный DMV, по идее, уменьшит затраты на перевозку и сделает услуги компании более привлекательными: ожидается, что пассажиропоток увеличится, когда люди оценят удобство недорогой доставки "от двери до двери". И если крестьяне Хоккайдо признают новинку, система, вполне возможно, распространится в масштабах всей Японии, а то и по всему миру.

DMV проигрывает локомотиву по размерам, но имеет по сравнению с ним ряд преимуществ (фото с сайта sakura.ne.jp).

DMV проигрывает локомотиву по размерам, но имеет по сравнению с ним ряд преимуществ (фото с сайта sakura.ne.jp).

Разработкой DMV железнодорожники из JR Hokkaido занялись ещё в 2000 году. Специалисты компании тогда прекрасно знали, что первая попытка создания двухрежимной системы была предпринята британской компанией LMS (London, Midland and Scottish Railway) в далёком 1932-м, и что перед Второй мировой подобные разработки вели Германия, Япония и Австралия. Но, по большому счёту, безуспешно.

Благодаря этому рисунку можно разобраться в устройстве колёс DMV (иллюстрация с сайта washington.edu).

Благодаря этому рисунку можно разобраться в устройстве колёс DMV (иллюстрация с сайта washington.edu).
Были известны и причины неудач предшественников: во-первых, переход с одного режима на другой занимал слишком много времени (приходилось чуть ли не вручную менять колёса), во-вторых, удовольствие получалось чересчур дорогостоящим, в-третьих, нерешённой проблемой оставалась безопасность транспортных средств, в-четвёртых… Короче говоря, создатели DMV учли все чужие ошибки и, как им кажется, сделали близкое к совершенству "дуальное" транспортное средство.

Опытный образец был закончен в 2004 году, и с тех пор машину потихоньку тестируют. 25-местный автобус (то ли дизельный, то ли бензиновый, но — не электрический) имеет задний привод, то есть задние, сдвоенные колёса, обутые в обычные резиновые покрышки, толкают его и по шоссе, и по рельсам. Для железной дороги имеются четыре стальных колеса, которые на асфальте прячутся в корпусе машины.

Переключение режимов происходит быстро — всего за 10-15 секунд.

На этой схеме показан въезд на рельсы с выпуском направляющих роликов и заменой колёс (иллюстрация с сайта washington.edu).

На этой схеме показан въезд на рельсы с выпуском направляющих роликов и заменой колёс (иллюстрация с сайта washington.edu).

Выглядит это примерно так. С шоссе, на котором DMV может развивать 60 км/ч, автобус в подготовленном для этого месте въезжает на рельсы. Точно позиционироваться ему помогают горизонтальные направляющие ролики, которые при бездействии тоже скрываются в недрах DMV.

Затем опускаются стальные "железнодорожные" колёса, а передние "асфальтовые" приподнимаются и повисают над дорогой. Таким образом, по рельсам машина движется на шести колёсах. При съезде на шоссе операция проводится в обратной последовательности.

Автобусы можно сцеплять между собой, но так, чтобы передние колёса каждой из машин всё равно висели в воздухе (фото с сайта sakura.ne.jp).

Автобусы можно сцеплять между собой, но так, чтобы передние колёса каждой из машин всё равно висели в воздухе (фото с сайта sakura.ne.jp).

Самое приятное во всём этом — использование существующей инфраструктуры: обычная "железка", обычные шоссе, специально для DMV почти ничего не надо строить, разве что организовать "точки входа" на рельсы.

В JR Hokkaido также отмечают, что DMV не только устраняет необходимость пересадки пассажиров с поезда на автобус, или наоборот. Он предлагает решение и других важных проблем, например, возникающих на железной дороге после оползней или камнепада — двухрежимная машина просто объедет повреждённый отрезок, если в наличии имеется хоть какая-то дорога.

По непроверенным данным, цена одного автобуса — около $145 тысяч.

Вдали виднеются железнодорожные пути. DMV готовятся к выходу на маршрут (фото с сайта sakura.ne.jp).

Вдали виднеются железнодорожные пути. DMV готовятся к выходу на маршрут (фото с сайта sakura.ne.jp).

В заключение скажем, что двухрежимное транспортное средство из Японии — не самое экзотическое из тех, что нам приходилось видеть.

Мы рассказывали про рельсомобили TriTrack, которые сбрасывают колёса и батареи, описывали идею автомобилей на рельсах, сообщали об автопоезде Blade Runner, который дружит с железной дорогой, и, наконец, говорили о том, как из автобуса сделать поезд.

Однако все эти проекты так и остались на бумаге, тогда как "дюару модо бикуру" уже катают представителей японских властей по рельсам и асфальту 3-километрового испытательного участка.



Последние новости:



Комментарии:


Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?



Для того чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь и войдите на сайт под своим именем.

Если Вы уже регистрировались то просто войдите на сайт под своим именем.



Ещё новости

Неопознанный БПЛА у...
Фрагменты от неопознанного беспилотного летат...
    Неопознанный БПЛА у...
    Фрагменты от неопознанного беспилотного летат...

      Ёрш
      ARX security

      "Капиталист" Обмен валют на Лермонтова

      Предлагает:
      Обмен валюты на ул....
      * Доллар,* Евро,* Российский рубль,* Китайский ю...
      Продажа золотые сли...
      Золотые слитки Национального Банка РК изготовлены ...
      Реклама на сайтеКонтактыНаши клиенты     Статистика
      сейчас на сайте 314 чел.
      © 2006-2025 ТОО"Электронный город"
          Дизайн Алексенко А.